Кажется, самый волшебный в России кинотеатр

В Петербурге есть один удивительный кинотеатр, который совершенно не похож на заполонившие Россию и весь мир мультиплексы. Затерявшийся в одном из многочисленных дворов-колодцев, примыкающих к Невскому проспекту, он практически не заметен со стороны, и впервые в него я попал по счастливой случайности. Вчера вечером, после работы, у меня было настроение заглянуть туда еще раз, заодно я решил сделать несколько снимков, чтобы поделиться ими с вами.

О том, что кино – это искусство, я часто забываю. Думаю, не беспричинно, ведь киноиндустрия давно стала бизнесом: четко продуманный маркетинг, пиар, показатели ROI (Return Of Investments), стратегия продвижения. Герои и картинка – именно такие, на которые клюнет большинство, и принесет свои деньги в кинотеатр, даже если с точки зрения искусства это полнейший bulshit, а сюжет у всех без исключений зрителей забудется на следующий же день. Нельзя сказать, что это неправильно – таков уж мир: всем нужно зарабатывать деньги, иначе нечем будет оплачивать собственные счета.

Большинство кинотеатров лишь доказывают это утверждение: фильмы – это бизнес, больше не искусство. Каждый квадратный метр коммерциализирован, из наших кошельков стараются вытянуть как можно больше денег, это первостепенная цель. Расположенная во дворе-колодце рядом с Невским проспектом «Аврора» — большое и приятное исключение из правила. Когда приходишь в этот кинотеатр, отчетливо понимаешь, что кино все же может быть искусством – как стихи, скульптура, живопись, а кинотеатр – храм искусства. Кстати, именно этими двумя словами лучше всего можно охарактеризовать «Аврору».


Проход во двор-колодец с «Авророй» — через длинную арку старого дома на Невском, сразу напротив Александринского театра, поблизости от Магазина Купцов Елисеевых.

История

С виду неприметный кинотеатр «Аврора» может похвастаться захватывающей историей. Его открывали во времена наибольшего расцвета Петербурга, под Рождество 1913 года. Оригинальное название – Большой театр световых картин «Пикадилли», в честь одной из главных лондонских улиц. На момент открытия кинотеатр мог похвастаться самым большим зрительным залом в Европе (800 мест против 380 у ближайшего конкурента из Парижа) с балконом и ложами, наиболее передовым оборудованием для воспроизведения фильмов. В объявлении об открытии, в местной прессе, «Пикадилли» называли «первым в России по удобству, роскоши отделки синематеатра».

«Пикадилли», а, впоследствии, «Аврора» стал центром притяжения для любителей немого кино в период его расцвета. Кинотеатр любили посещать многие знаменитости. Например, в своем автобиографическом романе «Другие берега» Владимир Набоков признавался, что был частым гостем «Пикадилли». Здесь работал Дмитрий Шостакович (во времена немого кино фильмы сопровождались живой игрой оркестра в зале).

Удивительный факт: кинотеатр работал практически всегда, закрываясь лишь на непродолжительный ремонт. Даже во времена блокады «Аврора» крутила фильмы каждый вечер, время от времени прерываясь в случае воздушной тревоги, но после ее окончания продолжая сеанс. Исключением стал промежуток с января по март 1942 года, в самые сложные дни блокады, когда Петербург остался без электричества. Настоящий храм искусства. Или дворец.

Современность

Сегодня «Аврора» показывает только самые качественные фильмы, часто на языке оригинала. Крутят как старое кино, так и совсем новое – я, например, накануне зашел в «Аврору», чтобы пересмотреть «Ла Ла Ленд» (надо же так впечатлиться фильмом, чтобы два дня ходить с неизменным чувством сходить на него еще!).

Интерьеры волшебные, с самого входа погружаешься в мир кинематографа. Все выдержано в классической стилистике модерна, дополненного настоящими фресками с главными звездами кинематографа всех времен. Выглядит эпично.

Копия старой тумбы с афишами кинотеатра:

Впервые в «Авроре» мы были с Иванкой вместе в 2012 году, на показе тогда только вышедшей ленты Вуди Алена «To Rome with Love». Но тогда, помимо всех этих совершенно несвойственных для современного кинотеатра интерьеров, нам запомнился зрительский зал. Он представлял собой огромное помещение, все в мраморе, с колоннами, посреди которого были расставлены обитые красным бархатом кресла. В конце зала — большое полотно экрана во всю стену. Колонны держали балконы, на которых были также расположены места. Понятия не имею: то ли в «Авроре» два зала, и в этот раз я попал в другой, то ли они затеяли ремонт, но кинозал, в который я попал, оказался обычным и даже скучным.

Очень надеюсь, что это не горе-ремонт за прошедшие пять лет!

«Аврора» — потрясающий, очень необычный кинотеатр с атмосферой кинематографической сказки, всеми своими деталями говорящий об одном: кино — это новое, потрясающее по своей силе искусство, у которого нет границ.

И публика более чем приятная. Кстати, во время финальных титров зал аплодировал. Очень необычная для кино, но классная традиция.

  • Evgenii Kochanov

    Какой угодно, но только не «затерявшийся»! и да, в «Авроре» два зала, большой скучный и с колоннами, для удивления тёлочек 🙂

    • Вот, видимо, в козырный зал только с телочками билеты продают)))) Одного заставляют идти в большой скучный))
      Чего это не «затерявшийся»? Я никогда его не замечал, пока не узнал в Интернете, и не пошел туда целенаправленно!

      • Evgenii Kochanov

        да ты в Петербурге только кабаки да жральни замечаешь)))

  • vikingspb

    Так-то да, это чуть не самый известный в городе кинотеатр 🙂

    Но он и правда прекрасен, особенно — в вип-зале 🙂