Ельцин Центр — лучший музей России

В Екатеринбурге меньше года назад появилось место, уже ради одного которого стоит посетить этот замечательный город. Речь идет о “Ельцин центр” — великолепном современном здании, расположившемся в екатеринубргском Сити. Здание достаточно большое, оно играет роль многофункционального комплекса с торговыми галереями, крутым книжным магазином, пространством для выступлений и фестивалей, несколькими этажами под офисы и даже апартаменты. Но самое главное, ради чего я советовал бы сюда приехать даже если вы живете очень далеко от Екатеринбурга — Музей Бориса Ельцина. Его я посетил еще в пятницу, но до сих пор нахожусь под сильнейшими впечатлениями от увиденного. Ни один прежде посещенный музей меня так не трогал как этот — пробрал до глубины души.

Экспозиция в музее «Ельцин Центра» посвящена как исторической фигуре первого Президента России, событиям, которые переживала страна во время жизни и, особенно, президентства Бориса Николаевича, так и, в целом, вопросу становления демократии в нашей стране. Но прежде чем я подробно расскажу вам о том, чем так сильно понравился мне музей, и почему туда нужно определенно точно ехать, позвольте сделать маленькую ремарку о личности самого Ельцина.

Фигура первого российского Президента пока недооценена. Увы, так часто происходит с великими людьми, гениями своего времени — нужно чтобы прошло время, прежде чем народ осмыслит их вклад в историю. Пока все чаще с Ельцином у людей ассоциации плохие: медленная, порой неразборчивая, а то и неграмотная речь, повадки невежи, к тому же при нем был дефолт, Москва потеряла огромное количество национальных окраин, которые стали независимыми, сильнейшая экономическая депрессия. отразившаяся на каждом. Увы, все забывают, что это лишь одна сторона медали. За этими негативными воспоминаниями упускают ключевое: например, то, что несвязная, смешная речь Ельцина — результат череды инфарктов (которые бы мало кто вынес). Первый Президент работал не покладая рук и не щадя собственного здоровья — его не страшило ничего, он шел и шел вперед, воплощая в жизни мечты миллионов, делая ранее казавшимися невероятными преобразования в стране. Каждый из нас и я лично обязаны Борису Николаевичу почти всем, что мы имеем сейчас:

  • Возможность работать там, где ты хочешь, и жить там, где хочешь. Не нравится компания? Легко меняешь ее. Не нравится город? Пожалуйста, переезжай! Даже если чувствуешь, что страна не твоя — никаких проблем, главное — смелость и желание.
  • Возможность творить, заниматься любым любимым делом.
  • Еда на нашем столе. Изобилие товаров на полках магазинов, потребительский рай, великолепный сервис повсюду. Люди, жившие в Советском Союзе никогда бы даже и подумать не могли, что такое когда-либо может быть в России! Слово «дефицит» давно забыто, выбор у нас невероятный, есть все что-угодно, цены привлекательные.
  • Каждый из нас может добиться всего, чего он хочет. Нравится быть простым работягой? Ок. Хочешь быть богатым, успешным и кататься на дорогих машинах? Никаких проблем! Все что нужно — хорошенько поработать. А как иначе? Даром материальные ценности только в сказках получают, да подданные Эмиратов. Желание улучшить качество жизни мотивирует нас лучше работать, а вместе наша растущая производительность повышает в целом богатство страны.
  • Страна больше не нищая! Посмотрите вокруг: люди ездят на крутых машинах, не хуже чем в Европе — и это даже в регионах, невероятно далеко от особенно богатых столиц. При СССР, даже если чудом удавалось найти нужные деньги — приходилось пройти через круги ада, чтобы получить автомобиль.
  • Мы свободно путешествуем по миру, разбираемся в сортах вина, сетуем по поводу недоступности хамона и пармезана, о существовании которых советский человек не мог даже и догадаться. Россия превратилась в цивилизованную мировую державу всего за двадцать лет: большинство людей, которые стояли на баррикадах в 1991-м и участвовали в митингах за демократию, дожили до момента, когда страна стала настолько крутой, развитой, что кто-то умудряется ворочать носом относительно Штатов и Европы. Граждане Германии и Франции, Англии и других развитых западных стран предпочитают переезжать с семьями в Россию по работе, и получают неплохое удовольствие от жизни здесь — кто-то вовсе остается навсегда. У меня на работе немало таких примеров.
  • Конечно, свобода слова, отсутствие вездесущей цензуры! Я могу вести этот блог, свободно писать в нем все свои мысли на любые темы, не опасаясь за свою жизнь и свободу, а вы также свободно можете это все комментировать. А еще мы можем смотреть телеканал «Дождь», читать «Медузу», да много чего еще можно себе позволить — даже несмотря на «завинчивание гаек» в путинский период.

Были ли проведены реформы идеально? Конечно, нет! Можно ли было сделать лучше? Наверное, да. Правительство, Президент в 90-е совершили миллион ошибок. Не обошлось и без побочных эффектов: при переходе от плановой экономики к рыночной предыдущая разрушается до основания. Но результат, который, по историческим меркам, был достигнут моментально — ошемломляет. Мы уже десять лет живем в свободном мире, в открытой России, счастливой, развивающейся как никогда прежде в своей истории. За это, считаю, можно простить все ошибки Ельцину. Тем более, что, вот вы представьте — что было бы если не он? Был ли другой лидер, способный настолько же смело и стремительно повести народ за собой, и даже после победы противостоять левым силам и не дать вернуть страну в совок обратно? Нет, точно и абсолютно определенно нет. Без Ельцина у нас точно не было бы того, что мы имеем. Вспомните, какой была экономика СССР накануне 1990-х — ужасающее состояние, очереди за едой, талоны, отсутствие всего. Если бы не преобразования, мне кажется, мало что от России осталось бы. Делаю из этого вывод, что каждый россиянин должен испытывать благодарность провидению за то, что то дало стране такого Человека.

Президентский музей в «Ельцин центре» призван показать все достижения первого российского Президента. Но, главное — перенести гостя в ту эпоху и дать почувствовать ее настроение.

Погуляем вокруг?

1. «Ельцин центр» находится на территории екатеринбургского Сити — пока еще совсем крохотного райончика со стеклянными небоскребами.

2. «Ельцин центр» построили и открыли в декабре прошлого года. На церемонии открытия присутствовали действующие Президент и премьер-министр страны. Меня это до сих пор вводит в ступор — ведь Музей Бориса Ельцина просто насквозь пропитан духом свободы и бунтарства. Гуляя по его пространствам чувствуешь себя в параллельной России, учитывая доктрину нынешнего руководства страны. Пропаганды в Музее Ельцина нет вообще. Ну то есть просто совершенно ее нет. И идеалы демократии повсюду — едва ли не как в Вашингтоне на монументах у Капитолия. Все это оставляет после себя весьма положительные впечатления о том, что нынешний «откат» во внутренней и внешней политики не всерьез и ненадолго, не более чем политическая игра, которая скоро принесет кому-то нужный результат, и все встанет на свои места.

3.

4. У парадной лестницы — первый в стране памятник Борису Николаевичу. Я верю в то, что со временем памятников Ельцину будет очень много: по масштабам того хорошего, что первый Президент принес своей стране, он определенно точно переплевывает революционера-Ленина, да и вообще большинство других правителей.

5. Архитектура здания Ельцин центра — стильная и элегантная.

6. Вокруг все аккуратно и ухожено. Эта часть Екатеринбурга, в целом, походит больше на какой-нибудь немецкий город. Наслаждался подобными видами в Мюнхене и Кельне.

7. Часть фасада декорирована белой металлической сеткой с узором, внутрь которой спрятаны светодиоды.

8. Вечером их включают, и фасад Центра превращается в громадный медиа-экран. Смотрится впечатляюще.

9. Здание выделяется издалека.

10.

11.

12. Рядом со входом — большая площадка, с которой открываются красивые виды на город.

13. Ельцин Центр стоит на набережной Городского Пруда, созданного небольшой местной речкой Исеть, которая ниже по течению упирается в систему плотин. Вдали виднеется исполин самого высокого здания в России к востоку от Уральских гор — небоскреб «Высоцкий».

14.

15.

16.

Заглянем внутрь?

17. Музей Ельцина занимает меньшую часть здания. Все что вы видите на снимке — это сопредельные помещения. Справа — гигантский экран во всю стену, на котором показывают зрелищные видео.

18. В Ельцин Центре, наверное, с легкостью можно провести целый день. Я пришел в музей в 16:30 и вышел оттуда только в 21:30. А ведь помимо музея здесь еще отличный книжный, библиотека и что-то интересное на третьем этаже. Здесь сосредоточена вся культурная жизнь региона — по концентрации мероприятий и выставок «Ельцин центр» остается на уровне лучших столичных культурных точек притяжения.

19. Кроме того, «Ельцин Центр» — уникальное пока для России явление. Попытка объединить сразу несколько функций под одной крышей. Строительство подобных комплексов пользуется большой популярностью в развитых странах. Раньше это казалось невозможным: объединить музей, выставочные залы, площадку для выступлений и семинаров с апартаментами, торговыми галереями и офисами. Однако, сегодня такой формат заявляет о своем успехе во многих странах — теперь и в России.

20. Ресепшн на входе. Здесь покупают билеты. Взрослый билет стоит 200 рублей — совсем дешево, если сравнивать со стоимостью музейных билетов в Москве и Петербурге, и уж тем более, если принимать во внимание крутость экспозиции.

21. Внутри — крутой книжный магазин. Здесь, к тому же, часто проводят тематические вечера: когда приглашенный оратор рассказывает о том или ином произведении, разбирает его по полочкам. Мы совершенно случайно стали свидетелями рассказа о советском кинофильме «Золушка», который выпустили в 1947 году — сразу после Войны.

22. Теперь давайте заглянем на экспозицию, посвященную первому Президенту России. Я постараюсь максимально без спойлеров (хотя совсем уж без них не получится), коротко опишу главные достоинства — почему я так впечатлился и сейчас утверждаю, что Музей Ельцина — сегодня лучший музей России.

  • Главное. Время идет, люди меняются. Сегодня простая возможность увидеть что-то — больше не в цене. У нас есть Интернет. Зачем идти в музей, стоять в очереди, чтобы увидеть картину, если можно набрать имя художника в гугле, и вывести картину на большой экран? За что стоило бы идти в музей — так это за впечатлениями, эмоциями, чувствами. Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге — один из первых в России, который делает ставку на это, и лучший среди тех, у кого это получилось. Цель создателей — не просто показать и рассказать (на это есть Википедия) — но позволить оказаться в сюжете, почувствовать свою причастность, нырнуть в то время с головой.
  • Мультимедиа. В Музее Ельцина очень успешно используются новейшие технологии проецирования изображения. Картинка на тонком стекле, трехмерное видео, которое ты видишь без специальных очков, фигуры людей, которые выглядят как движущиеся голограммы — только приглядевшись, понимаешь, что это плоский вырезанный экран под человека, на который проецируется изображение.
  • Интерактив. В Музее Ельцина можно взаимодействовать буквально со всем и каждым. Каждый экспонат, кажется, живой и помогает тебе перенестись в эпоху, о которой идет речь. Такого я еще не встречал в российских музеях. Многое можно (и нужно) трогать, взаимодействовать.

Музей состоит примерно из десятка пространств, логически разных, но связанных друг с другом. Начинается все с небольшого темного зала, где на гигантском экране, занимающем целиком одну стену, который кажется совсем огромным из-за ограниченности пространства, показывают креативно снятый короткий анимационный фильм о вечном российском выборе между демократией и авторитаризмом. Кратко рассказывается история государства с точки зрения политических режимов. Сделано это ярко, блистательно, завораживающе.

Сразу затем начинается экспозиция. Сначала — длинный зал, посвященный последним годам Российской Империи и СССР. Затем поднимаешься на второй этаж — там семь залов, посвященных ключевым событиям в преобразовании и становлении новой России. Залы — совершенно не такие, какие мы привыкли видеть в музеях. Создатели здорово поигрались с пространством и оформлением ради лучшего восприятия. В одном зале — высокие потолки, другой выглядит точь в точь как типичная квартира жителя Советского Союза в конце 80-х. Перемещаясь между залами, каждый раз ты поражаешься, удивляешься, воодушевляешься уже за счет смены декораций (которые здесь выполнены очень качественно), и речи даже не идет о том, чтобы заскучать за счет того, что постоянно ты оказываешься в совершенно новом пространстве, напрямую переносящим тебя во времена повествования.

В качестве примера приведу ту самую квартиру. Так выглядит пространство, посвященное путчу 19 августа 1991 года. Интерьер вспоминаешь по детским годам — тот же стеллаж, что был в твоей квартире, книги и сервиз за стеклянными дверьми. Диван, столик, посреди комнаты — ковер. Рядом с дверью — полочки, на самой высокой стоит телефон. Под телефоном — небольшой коврик из ткани — опять же, все точь в точь выглядит так, как это было у каждого из нас. Рядом с телефоном на стене висит отрывной календарь. На нем дата — 19 августа 1991 года. В углу телевизор. По нему показывают «Лебединое озеро». Ты словно снова там, видишь, переживаешь эти события, хотя не мог их пережить — мне в тот день было 4 месяца. И тут внезапно звонит телефон. Громко, звонко: дзыыыыынь, дзыыыынь. Звонит долго, не успокаивается, пока ты, наконец, не берешь трубку. А на том конце голос: «Привет! У вас все нормально? Весь день по телевизору показывают непонятно что, не знаю что и думать… Говорят, у вас восстание? В городе танки? Это правда?..» — документальные записи телефонных разговоров от 19 августа 1991 года. На том конце голос звонившего. Отвечающего не слышишь — на его месте в этот раз ты.

Или вот, другой пример — зал, посвященный исторической речи Ельцина (на тот момент первого секретаря московского горкома — по сути мэра Москвы), когда тот на XXVII Съезде КПСС выступил со сцены с изобличительной речью, полной критики по отношению к Партии. Считается, что с этого все и началось. Темное помещение, посреди которого — несколько рядом кресел, обитых бархатом. Прямо перед ними — движущаяся проекция Бориса Николаевича, он стоит за настоящей трибуной. По динамикам транслируется та самая знаменитая речь от корки до корки. Садишься, погружаешься во всю эту атмосферу, и тебе кажется, что ты там, в зале Съезда, тебя пробирает от слов Ельцина, которые по тем временам кажутся невероятными, чересчур смелыми, невозможными — первая открытая критика строя за десятки лет! Еще совсем недавно за такое расстреливали — и Ельцин понимает, что последствия могут быть вполне себе схожими. Ты слышишь цыканье окружающих участников Съезда и их возгласы. Невероятно.

Или зал, посвященный годам Ельцина на позиции мэра Москвы. Утверждается, что он решил серьезную проблему — с перегрузкой общественного транспорта столицы. В демонстрации этого пункта — прямо посреди зала — настоящий троллейбус тех времен. Внутрь приглашают зайти. Вместо лобового стекла — огромный экран, на нем — короткое видео о Ельцине. Садишься на сиденье и смотришь.

Это лишь несколько примеров. Таких проникновенных инсталляций, пространств, которые переносят тебя сквозь время, садят в кресло главного зрителя с наилучшим обзором — с добрый десяток. Некоторые трогают до глубины души. Я наблюдал не отрывая глаз за инсталляцией, посвященной путчу 1993 года, когда Россия была на краю пропасти новой Гражданской войны. Когда вооруженные люди, поддерживаемые Парламентом, пошли на штурм московской мэрии и Останкино, а затем, по приказу Ельцина, из танков был расстрелян Белый Дом. Это был последний бой, чтобы удержать Россию от падения в прежний строй. Благодаря нему и решительным действиям тогдашнего Президента мы живем в нынешнем мире, который, несмотря на многие минусы, все же несоизмеримо лучше и приятнее, чем то, что было раньше.

А зал, посвященный новой российской Конституции… Ну и, конечно, последний, седьмой, выглядящий как кабинет Президента в Кремле, в который попадаешь совершенно неожиданно, в котором Ельцин записывает свое финальное обращение к нации 31 декабря 1999 года: «Я устал, я ухожу».

После Музея уходишь переполненный впечатлениями и переживаниями. Ни один музей прежде не трогал меня так сильно. Здорово осознавать, что такое замечательное место появилось в России — да к тому же не в Москве или Петербурге.

Несколько снимков, сделанных мной на смартфон внутри Музея:

23.

24. Зал, посвященный последним годам Российской Империи и СССР.

25.

26.

27. Афиша из Владимира!

28. Тот самый троллейбус, в котором крутят ролик о Ельцине, продолжительностью минут в пять.

29. Пространство, посвященное путчу 19 августа 1991 года.

30. Боже, как все правдоподобно выглядит! И звонит телефон.

31. Ваш покорный слуга в соседнем с квартирой зале — посвященном защитникам Белого Дома, которые отстояли свободную демократическую Россию.

32. На огромных экранах, отделяемых от зрителей элементами баррикад, время от времени транслируют фильм о событиях 19 августа.

33. Зал, посвященный распаду СССР. На экранах внизу — информация о каждом из новообразовавашихся государств, на большом экране вверху один за другим показывают новые страны, играя отрывок из их гимна. Дождался и Украину 🙂

34. Российский триколор, который впервые подняли над Кремлем, заменив советский, 25 декабря 1990 года.

35. Как выглядели советские магазины в конце 1980-х. Конечно, я этого не застал. Но помню рассказы родителей — говорили ровно о том же: пустые прилавки и пирамидки, выложенные из консервов или других продуктов, которые оказались доступными в этот день.

36. Пошли 90-е.

37. Очень интересные экспонаты. Среди прочего — пилотный номер газеты «Из рук в руки».

38. «Челноки».

39. В пространстве, рассказывающем об избирательной гонке Ельцина на второй срок. Круглый стол с компьютерами демонстрирует аналитический штаб.

40. Оказывается, во времена дефолта 1998 года нефть падала ниже 9 долларов за баррель!

41. Один из последних залов, посвященных команде Ельцина и его цитатам. Очень часто встречается Немцов 🙂

42. Небольшой стенд, посвященный передаче власти Путину. Лежит копия ядерного чемоданчика, который передают новому Президенту. Никогда раньше этот чемоданчик не видел 🙂

43. Ну и практически последний зал — это кабинет Ельцина в Кремле, где он записывает свое последнее обращение к российскому народу.

44.

45. В самом конце — Зал Свободы. На колоннах — те свободы, которые Ельцин подарил России, которыми страна никогда прежде не обладала в своей истории.

«Ельцин Центр», мне кажется — это must visit для всех. Он будет крайне интересен иностранцам, незнакомым с историей России (все надписи, все видео дублируются на английском языке), новому поколению — моим ровесникам и тем, кто родился позже 1980. Тем, кто старше — тоже будет интересно — вспомнить те времена, заново их пережить, вспомнить тот сложный путь, который прошел каждый из них, чтобы оказаться в сегодняшнем дне.

По залам музея я ходил с коллегами, некоторые из них — современники тех событий, пережили их лично. Так вот, последние сказали, что все целиком и полностью правда. Музей действительно не передергивает историю, рассказывая о тех великих для страны событиях максимально точно и непредвзято.

Про Путина и нынешнее время там ничего нет — что правильно. Оценить вклад нынешнего Президента будет возможно лишь спустя время после ухода, когда все мы взглянем на ушедшие года более спокойно, менее предвзято и будем знать, к чему все это приведет.

Я бы советовал ехать в Екатеринбург даже хотя бы ради одного этого музея, хотя, конечно, город сам по себе очень интересный, красивый, приятный — там еще масса крутого, о чем обязательно расскажу завтра в отдельном посте.

Ах да, знаете, почему Ельцин Центр открыли именно в Екатеринбурге? Потому что Борис Николаевич родился здесь неподалеку, затем в этом города закончил институт и построил карьеру, дойдя до поста по сути губернатора. Кстати, мистическое совпадение: именно в Екатеринбурге была расстреляна царская семья: Николай II с детьми, супругой и даже их придворными. И, спустя время, именно Екатеринбург подарил России человека, разрушившего советский строй. Храм, построенный на месте расстрела царской семьи, расположен практически напротив «Ельцин Центра» — на противоположном берегу Городского пруда. Он отлично виден на фото 13.

Раз в две недели по понедельникам я присылаю персональный e-mail, в котором делюсь своими мыслями о событиях последнего времени и рекомендую самые интересные статьи в блоге, вышедшие за последнее время. Нажми сюда, если тоже хочешь, чтобы я присылал тебе это письмо!